История создания MIT Mystery Hunt.

Mystery Hunt — ежегодный квест, который каждый январь проходит в кампусе Массачусетского технологического института (MIT). Это одно из старейших и наиболее известных мероприятий подобного рода. Впервые оно было организовано еще в далеком 1981 году. С тех пор многие другие учебные заведения и организации стали проводить у себя подобные развлечения, используя игру от MIT в качестве образца. Mystery Hunt послужила источником вдохновения и для основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, который, будучи студентом Мельбурнского университета, в 2004 году организовал там примечательное состязание Puzzle Hunt

В 1991 году в журнале Games Magazine вышла увлекательная статья под названием The Great Annual MIT Mystery Hunt. Ее автор, Эрик Альберт, неоднократно участвовал в  Mystery Hunt во время обучения в MIT, а как-то раз его команде даже удалось победить. Более того, Эрик сумел в одиночку организовать и провести одну из игр. В статье он рассказывает об истории появления этой традиции MIT и своем опыте участия в ней. Эта статья также размещена на официальном сайте мероприятия...


Массачусетский технологический институт, кажется, был создан для охоты за сокровищами. Его основные здания, построенные в начале этого века, связаны между собой затейливым лабиринтом переходов, пешеходных мостов и туннелей. Коридоры внезапно начинают крениться, или меняют направление, или заканчиваются, намекая на какой-то архитектурный компромисс, сейчас уже давно забытый. Под ними прячутся плохо освещенные цокольные этажи, а еще ниже располагаются мрачные подвалы. Даже двери своеобразные. Размер некоторых из них — только половина от должного. Какие-то из них никуда не ведут. На некоторых можно найти надписи, вроде «Департамент Алхимии» или «Логово Шелоб».

Каждый январь, во время «Периода Самостоятельной Активности» студентов, необычная монета спрятана где-то на территории кампуса. Студенты формируют команды и проводят бесчисленные часы за разгадыванием множества сбивающих с толку головоломок для того, чтобы проложить путь к монете. Чтобы достичь цели, им, возможно, придется определить рабочий цикл электронной схемы, карабкаться по сырому паровому туннелю, вникнуть в кристаллографию и проникнуть в комнату управления лифтом. Их единственная награда: провести охоту в следующем году.

Все это заслуга некоего Брэда Шефера.

Брэд был студентом магистратуры института еще в далеком 1979 году. Заядлый любитель головоломок, он стал известен благодаря организации ролевой игры под названием Шпион, а также за воссоздание знаменитых шахматных партий в вестибюле главного корпуса MIT с помощью людей, которые играли роли фигур, и доски соответствующего размера. Однако наиболее долгоживущим его вкладом стало создание Mystery Hunt.

Идея привлечь к разгадыванию головоломок весь университет пришла к Брэду, когда он ехал по бездорожью вместе со своей девушкой (которая иногда играла роль Белой Королевы в живых шахматах) Мартой. Первая Mystery Hunt состоялась через несколько месяцев, в январе 1981 года. Брэд стоял в основном вестибюле MIT и раздавал набор сложных головоломок, решение которых раскрывало местоположение спрятанного цента с изображением индейца. Это было начало новой традиции MIT.

Охота Брэда была не для легковесов. Для начала командам требовалось перевести китайскую  идеограмму, вычислить сложный интеграл, определить результат выполнения запутанной программы на языке FORTRAN и взломать полиалфавитный шифр. Тем не менее несколько групп пронеслись через охоту, и монета была найдена в тот же день. Брэду предстояло узнать, что охоты всегда разгадываются быстрее, чем он ожидал.

«Моей самой большой проблемой было сделать все достаточно сложным. Как-то раз я написал подсказку на Минойском Линейном письме B, крайне малоизвестном языке, который использовался на глиняных табличках в древнем Крите. Чтобы усложнить задачу, я не сказал им, что это было Линейное письмо B, и забрал из библиотеки две книги по данному предмету. И все равно все команды справились с заданием! В одной из команд был участник, который, как выяснилось, изучал Линейное письмо B. В другой команде, по стечению обстоятельств, оказалась книга на эту тему. Это было невероятно».

Жан-Жозеф Коте тепло вспоминает убийственные головоломки Брэда. Жан в то время был студентом бакалавриата и капитаном команды под названием Holman Reactionary Army.

«Мы пытались перевести этот отрывок на бенгальском языке, и один из наших ребят сидел в библиотеке с бенгало-английским словарем. К сожалению, он не знал порядок бенгальского алфавита, и буквы соединялись странным образом. На самом деле ему удалось получить несколько слов, но затем мы поняли, что здесь будет проходить собрание организации студентов из Индии. Трое из нас пришли туда заранее, и мы стояли у двери, спрашивая каждого входящего: "Извините, вы разговариваете на бенгальском?" В итоге мы нашли такого человека!» 

Оплошность, допущенная Брэдом, привела Жана к участию в одном из самых печально известных эпизодов Mystery Hunt. «Он потребовал от нас номер из звездного каталога для шарового скопления ближайшего к звезде Сердце Карла, и ответом было M3. Предполагалось, что мы сообразим отбросить M и используем 3, чтобы сформировать номер комнаты библиотеки 132. Но Брэд не знал, что в этом здании есть мезонин, так что, на самом деле, в нем существовала и комната под номером 1M32! Мы помчались туда и постучали в дверь, а там внутри было это шарканье, и кто-то держал ручку двери. Мы обошли сзади и через окно смогли увидеть другую команду, обыскивающую кабинет! Мы нашли библиотекаря из этого кабинета, и она вышвырнула их оттуда. После этого она позволила нам поискать, но в конечном итоге оказалось, что это было не то место».

Брэд проводил Mystery Hunt на протяжении трех лет, пока не получил степень доктора философии в 1983 году. Holman Reactionary Army нашла монету в том году (она была приклеена с помощью липкой ленты ко дну выдвижного ящика, заполненного окаменелыми червями) и, таким образом, «выиграла» возможность провести следующую охоту.

Те, кто ожидал, что мероприятие станет менее напряженным, после того как Жан занял место Брэда, испытали сильное потрясение, когда получили «Официальную Таблицу Подсказок Mystery Hunt» в январе 1984 года. Ее воодушевляющим подзаголовком было «Удачи, ребята», и командам потребуется любая крупица ободрения, которую они смогут получить, на протяжении охоты, занявшей 57 часов и 25 минут, которая станет самой продолжительной из зарегистрированных.

Что сделало эту охоту такой сложной? В первую очередь головоломки, вроде криптограммы, состоящей из 192 букв. Как отмечает Жан, «Шифр такой длины нетрудно взломать. И было бы совсем неплохо, если бы я надумал упомянуть, что скрытое сообщение было на испанском. Но я этого не сделал. Я также пренебрег отметить, что пары 'll', 'rr,' и 'ch' обозначают одну букву, как и положено в испанском алфавите». Несколько человек стали разочарованными жертвами этой уловки. Среди них особенно стоит выделить людей из команды Испанского Дома, которые одни из последних догадались, в чем подвох.

Другие задания требовали исследования барменского ремесла, рок-музыки, топологии и истории штата Массачусетс. Несмотря на все это, одна из команд в итоге отыскала монету на третий день. Их уведомили, что теперь им предстоит организовать следующую охоту, и таким образом, новейшая традиция MIT уверенно прокладывала свой путь.

Мое первое участие в Mystery Hunt состоялось в 1983 году, и первой головоломкой, которая привлекла мое внимание, была следующая: «Один из курсов, перечисленных в руководстве для этого месяца, является фальшивкой. Получите важную подсказку на имитации его собрания». Это звучало довольно просто, так что я начал листать руководство. Но я забыл о том, что находился в MIT.  На фоне настоящих вариантов перечня, таких как «Как Изменить Цвет Молнии» и «Вселенная, С Тремя Примерами», я был совершенно не в состоянии определить, что звучащее абсолютно приемлемо «Попугаи По Всему Миру» было  изобретением Брэда Шефера. Как оказалось, я был не единственным, кому не удалось понять суть этой уловки; несколько любителей птиц объявились только для того, чтобы получить сбивающий с толку совет: «Поменяйте местами ответы для подсказок два и семь».

Начиная с этой охоты, каждый январь я обычно тащил группу друзей в главный вестибюль MIT еще один раз, чтобы посоревноваться за монету. Мы часто неплохо двигались вперед, но всегда оказывалось, что какая-то другая команда была на головоломку впереди.

И все же мы продолжали возвращаться. Возможно, из-за того, что умопомрачительная сложность каждой головоломки приводила к эмоциональному подъему, когда нам удавалось ее решить. А может, это был дух товарищества, который появлялся, когда команда работала вместе бесчисленные часы без перерыва. Я знаю, что одним из самых фантастических моментов для меня было то странное ощущение, которое возникало в четыре часа утра, когда я носился  по какому-то мрачному подвалу в полубессознательном состоянии из-за недосыпа, сохраняя концентрацию только благодаря комбинации адреналина и газированной сахарной воды.

Учитывая наши предыдущие неудачи, стало моментом волшебного удовлетворения, когда в 1987 году мы наконец-то достигли покрытой снегом крыши и осознали, что лидируем. Хотя было не время расслабляться. Нам был дан набор из девяти набросков, каждый из которых изображал вид на кампус, и один из этих рисунков определенно был сделан с какого-то места на этой крыше. Вскоре мы нашли точное местоположение, а затем снова помчались в путь, чтобы найти ближайший к нам настенный телефон, так как нам было сказано скопировать его добавочный номер для какой-то цели, которую мы выяснили только позднее.

Мы уже приобрели некоторую известность среди охотников, потому что расшифровали сообщение, написанное «расширенным шрифтом Брайля» посредством того, что позвонили в местную школу для слепых, нашли эксперта и прочитали ей паттерны из точек по телефону. Этой готовности злоупотреблять нашими телефонными картами AT&T с годами суждено было стать визитной карточкой группы, и с тех пор мы успели поболтать со справочной службой из Сан-Антонио, редактором Sky and Telescope, директором по корпоративному финансированию калифорнийской биотехнологической фирмы Genentech и главой Международного Астрономического Союза в Смитсоновском институте. 

Но сейчас было два часа ночи, и мы не отваживались кому-либо звонить. Мы вернулись к нашим основным ресурсам, которыми были головы и ноги. Я занял пустой кабинет и сражался с оставшейся головоломкой, в то время как остальная команда разыскивала недостающие точки обзора на кампус. Только к полудню следующего дня нам удалось собрать все вместе и извлечь монету из кошелька, который был оставлен на стойке спортивного центра. Затем мы помчались на встречу с организаторами охоты в главном вестибюле, чтобы получить наши официальные поздравления. После этого приятного момента мы отправились по домам, чтобы отоспаться за день и ночь, проведенные за разгадыванием головоломок, и подумать о том, как можно организовать Mystery Hunt в следующем году.

По различным причинам в следующем январе мне пришлось проводить охоту в одиночку. После нескольких недель, проведенных за подготовкой, я стоял в главном вестибюле, сжимая в руках материалы с заданиями для раздачи, и боролся со своим страхом, что никто не придет. Когда подошло время и я крикнул: "MIT Mystery Hunt!" - ко мне ринулось около 60 человек. Недостаток интереса не должен был стать проблемой. 

Команды передали свои регистрационные листы и отправились в путь. Я просмотрел названия, которые они указали: Coffee Achievers, Bunky's Bandits, Clueless Freshmen, Thunder Chickens, Bexley Hash Cats и другие. Они звучали как команды, которые мне бы подошли.

Я отправился домой в "Puzzle Central". Пока я ждал, когда начнут поступать звонки, я размышлял, как люди будут критиковать мою охоту. Как они определят, что почтовый код, который я им дал, 20252, принадлежит Медведю Смоки [символ лесного хозяйства США]? Его не было в официальном каталоге почтовых кодов. Не смутит ли их тот факт, что баскетбольный матч, описанный в книге Сорок-Восемь Минут на самом деле длился 53 минуты? Как много времени им потребуется, чтобы определить 12 мест кампуса по набору фрагментов чертежа, которые я нарезал и подредактировал с помощью замазки? 

Ответ на последний вопрос я получил гораздо быстрее, чем ожидал. Спустя два часа от начала охоты позвонила команда Spamit. «У нас есть все локации в кампусе». Я не мог в это поверить. Некоторые места были крайне трудно различимыми, и я прикинул, что потребуется как минимум 12 часов, чтобы определить их все.

«А, это было не так уж и сложно. Мы отправили кого-то в департамент архитектуры MIT, чтобы он поискал там оригинал чертежа, который ты нам дал!»

Я поздравил их с тем, что они продемонстрировали прекрасный пример изобретательности, проявленной при решении головоломок, но испытал облегчение, когда понял, что ни одна другая команда не додумалась использовать такой хитрый обходной путь. Команды регулярно отчитывались весь оставшийся день, большинство из них делало успехи, но ни одна не была близка к цели. В час ночи я оставил некоторые пояснения и подсказки на своем автоответчике и лег спать.

На следующий день напряжение стало нарастать. Все команды добрались до конца ветки метро, где нашли стих, высеченный на полу станции. Чтобы определить библейскую фразу, которую можно было составить из его слов, одна из команд взяла на прокат фильм из категории 18+; несколько других команд правильно угадали строку («Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».). По сообщениям, Департамент лесного хозяйства США был озадачен внезапным наплывом вопросов, касающихся почтового кода. С наступлением темноты у трех команд было достаточно информации, чтобы найти монету. Но какая из них сделает это первой?

Это была Black Seven. Джонатан Зиссу позвонил в 11:00. «Мы полагаем, что монета находится в шкафчике 4059 в комнате 7-434. Не хочешь подойти?»

Я мгновенно выскочил за дверь, но не переживал, что они найдут монету до того, как я туда доберусь. Они еще не знали о финальном испытании.

Использовать метод перебора вместо мозгов — весьма распространенная тактика для Mystery Hunt. Не одна команда потратила ночь, обыскивая каждый коридор во всем здании, потому что ей не удавалось решить головоломку. Однажды я потратил несколько часов в попытках найти «комнату, чей телефонный номер совпадает с номером кабинета». Я стоял перед каждой дверью по очереди, мой напарник набирал номер двери, а я пытался услышать звонок. Это могло продолжаться хоть до сегодняшнего дня, если бы охранник не остановил мою крайне подозрительную деятельность. Он не купился на мое объяснение, что это был обряд посвящения в братство.

Однако моя охота была первой, в которой на самом деле требовалось найти решение методом перебора. Финальная головоломка была совершенно бесхитростная: я купил замок из закаленной стали, повесил его на шкафчик, в котором была монета, и разорвал комбинацию, которая его открывала. Мне не терпелось посмотреть, как Black Seven сможет справиться с замком, который нельзя было взломать или разбить.

И снова я забыл, что находился в MIT. Спустя несколько минут после прибытия я имел редкое удовольствие наблюдать, как двое членов их команды расплавили мой замок на шкафике с помощью нитроацетиленовой горелки. Это был кульминационный момент моей карьеры в Mystery Hunt, и его результатом стал почерневший сувенир, которым я до сих пор дорожу.

Десять лет прошло с того момента, как Брэд Шефер первый раз стоял в главном вестибюле MIT c несколькими подсказками. Сегодня он является астрофизиком NASA и работает в Центре космических полётов Годдарда. Марта, бывшая Белая Королева, теперь его жена, и каждый год пара устраивает пикник в своем доме, где изобилуют игры и головоломки. На одной из таких встреч Брэд поиздевался над членами ЦРУ и АНБ  из своего местного шахматного клуба, предложив им криптограмму, скрытое сообщение которой было на Поросячьей Латыни. Это было совсем как в старые времена. 

Брэд, энергичный и общительный, гордится тем, что его детище до сих пор живет. «Я немного следил за событиями и захватывал копии материалов с заданиями, когда находился в городе в январе. Я всегда счастлив, если не слегла удивлен, видеть, что охоты до сих пор каждый год перечислены в руководстве курса».

На самом деле, традиция сильна, как никогда. Стивен Райнхарт, полный энтузиазма первокурсник, который работал 28 часов подряд, чтобы привести свою команду к победе в прошлогодней охоте, сейчас, даже пока я пишу, усердно трудится над следующей. Охота определенно в надежных руках. И я знаю, что вернусь.

Comments

Popular posts from this blog

Cicada 3301 - solution.

Cicada 3301 - разгадка.

Solution to the puzzle Mr. Game & Watch.