Cicada 3301 - разгадка.

Несколько лет назад во всемирной паутине появилось тайное общество. Его деятельность происходит на страницах темного интернета, на страже сообщений его членов стоят современные программы для шифрования, а в свои ряды оно берет лишь тех, кому под силу пройти таинственную игру, проходящую в сети.

По одной такой игре было проведено в 2012, 2013 и 2014 году. Каждый раз попробовать свои силы мог любой желающий, имеющий доступ в интернет. Цепочка загадок начиналась от таких ресурсов как 4chan, Reddit и Twitter и тянулась все дальше, постепенно уводя претендентов в глубины сети. От одной загадки к другой им предстояло истолковывать таинственные сообщения организаторов; искать скрытые послания в литературных, художественных и музыкальных произведениях; разгадывать шифры, древнейшие и современные. Несколько раз претендентам попадались телефонные номера, и дальнейшие указания им давал голос на другом конце провода.

Однако наиболее впечатляющими выглядели листы с подсказками, которые точно в назначенное время появлялись на разных континентах земного шара. В разные годы локациями этих листов были такие города как Майами, Сеул, Новый Орлеан, Париж, Варшава, Окинава, Сидней, Москва и многие другие.

Хотя эти игры оставили после себя множество информации, не так-то просто определить, кем же все-таки были их таинственные организаторы и какие цели они преследовали. Те же немногие, кому удалось пополнить ряды сообщества, лишь изредка делятся фрагментами информации.

Масштаб каждой из трех проведенных игр был огромен; цепочки заданий были тщательно проработаны; а сами задания отличались разнообразием как по теме, так и по сложности. Учитывая столь высокий уровень подготовки, трудно представить, чтобы организаторы создавали свое состязание в 2012 году с чистого листа. Скорее всего, они уже проводили где-то подобные игры. Эти игры, вероятно, имели схожую тематику заданий и были столь же открытыми для всевозможных участников, но проходили с меньшим размахом и в одной конкретной локации. Давайте попробуем найти такое место...

Мельбурнский университет является одним из старейших в Австралии и согласно некоторым рейтингам считается лучшим на континенте. В университете существует большое количество студенческих сообществ. Одно из них «Сообщество математики и статистики Мельбурнского университета», или сокращенно MUMS. Его участники организуют обучающие семинары и олимпиады, устраивают ночи викторин и настольных игр, выпускают журнал Paradox, но наиболее интересной сферой деятельности клуба является ежегодная игра Puzzle Hunt.

Игра появилась на свет в 2004 году. Первое публичное упоминание о ней можно найти во втором выпуске Paradox того же года. В своем вступительном слове президент сообщества анонсировал неделю математики и поделился слухами о том, что одним из ее мероприятий может стать соревнование похожее на квест. Более конкретные сведения содержала последняя страница журнала.

Верхнюю часть страницы занимал крупный логотип сообщества. В одном из выпусков Paradox можно встретить его описание: «В то время как точное происхождение логотипа MUMS окутано тайной, источником его вдохновения, очевидно, послужило слияние двух наиболее известных математических концепций: знака бесконечности и петли Мебиуса». Открывали неделю семинар, посвященный Маурицу Эшеру, а также галерея его работ. Еще по одному дню отводилось на собрание для преуспевающих студентов и университетскую олимпиаду по математике. Событие же Puzzle Hunt проходило на протяжении всей недели. Организаторов, ответственных за это нововведение, можно было найти на странице, посвященной участникам сообщества. Вверху списка стоял человек, имеющий в настоящее время широкую известность. Должность вице-президента занимал основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж.

Описание деятельности Ассанжа в университете можно найти во втором выпуске Paradox за 2010 год. На его обложке был сам Джулиан, а также логотип его организации. На верхней фотографии он стоит в комнате, которую раньше занимало MUMS. Большая часть вступительного слова издателя также была посвящена Ассанжу.

«Если только вы не провели зимние каникулы вдали от цивилизации, то без сомнения слышали о WikiLeaks. Вы также, вероятно, видели фотографии Джулиана Ассанжа, основателя и публичного лица веб-страницы, который появился на обложках газет по всему миру вследствие недавней утечки документов войны в Афганистане. Вы, возможно, даже слышали о том, что Джулиан Ассанж родом из Австралии. Или о том, что он создал значительную часть WikiLeaks на протяжении 2006 года, запершись в доме, расположенном в Мельбурне. Или даже о том, что он посещал Мельбурнский университет между 2003 и 2005 годами. Или даже о том, что он был одно время Вице-Президентом… MUMS.

Это, возможно, станет сюрпризом для большинства читателей Paradox, что Джулиан Ассанж, находящийся в центре столь бурного внимания прессы на протяжении последних нескольких месяцев, является бывшим Вице-Президентом MUMS. А ведь не так давно Джулиан шагал по коридорам корпуса Richard Berry, посещал занятия в Russell Love или проводил время в (старой) комнате MUMS. Отсутствие осведомленности о связи Джулиана с MUMS, вероятно, можно списать на всеобъемлющую ауру секретности, которая окутывает его жизнь. Или возможно, это стало следствием того факта, что Джулиан провел только несколько коротких лет в Мельбурнском университете и в итоге покинул его, даже не получив диплом. В любом случае Paradox стремится внести ясность и предоставляет полный отчет о времени, проведенном Джулианом в MUMS. Относитесь ли вы к тем, кто узнал о связи впервые, или даже к тем, для кого это не стало сюрпризом, Paradox надеется, что вы получите удовольствие от статьи…»

Ассанж поступил в университет в 2003 году для изучения математики и физики. Ему было 32 года, и до этого момента он никогда не получал высшего образования. Один из членов MUMS, который посещал вместе с ним занятия, описывал его как «очевидно, более зрелого, чем большинство других студентов, очень умного, заинтересованного и чрезвычайно любознательного». Увы, учебный процесс и многие из преподавателей не вызвали у Джулиана особого энтузиазма. Но в MUMS он обнаружил группу единомышленников, ярких заинтересованных студентов, с которыми ему было приятно проводить время. Он быстро вступил в сообщество и в свой первый семестр был выбран представителем обучающихся второго года. Джулиан сразу показал себя как активный член клуба: он был полон энтузиазма, участвовал в обсуждении на собраниях и проводил большую часть своего свободного времени, околачиваясь в комнате MUMS. Всего 6 месяцев спустя Ассанж поднялся до должности вице-президента, которую он удерживал до 2005 года. Президент сообщества тех времен вспоминал, что Джулиан охотно втягивал членов MUMS в дискуссии на разнообразные темы, «будь то домашнее задание по математике, философия, искусство или политика». Одной из его черт было трепетное отношение к персональным данным. Например, после вступления в сообщество он не позволил разместить свое фото на сайте MUMS (как это было принято), ссылаясь на соображения безопасности, и на отведенное место было помещено изображение пришельца. Он был также известен тем, что наведывался в комнату MUMS в сопровождении незнакомцев и отказывался представлять их окружающим. Члены сообщества отмечали его удивительную сосредоточенность и своеобразный метод работы: «Джулиан часто упоминал, что не спал последние несколько дней. Ему это казалось в порядке вещей». Любознательность Ассанжа проявлялась не только в области учебы. Как-то раз любопытство взяло над ним верх, и он решил открыть случайный клапан со стороны химического корпуса. После этого он явился в комнату MUMS и рассказал о результатах: был сильный шум и клуб дыма, и на несколько секунд он подумал, что попал на небеса! Одним из развлечений Ассанжа было застать людей врасплох, выдвинув их на должность президента MUMS во время ежегодного общего собрания. Как-то раз он номинировал пять различных кандидатов.

Наиболее же значительным вкладом Ассанжа в жизнь сообщества стало создание игры Puzzle Hunt. Семена этой игры были посеяны в тот день, когда Джулиан отправил электронное письмо членам MUMS. В письме он описывал, насколько впечатляющим он находит MIT Mystery Hunt (ежегодный квест от Массачусетского технологического института), а также рассуждал, что MUMS могло бы сделать нечто подобное. Первоначальный скептицизм относительно чрезмерного количества требуемой работы быстро сошел на нет под натиском неиссякаемого энтузиазма Ассанжа. И не прошло много времени, прежде чем проект был реализован. Организаторы отмечали, что успехи Джулиана в программировании были бесценны в ранние годы проведения Puzzle Hunt. Ассанж также отвечал за медийную стратегию игры, что привело к большому количеству участников. Их зарегистрировалось гораздо больше, чем планировалось. Кроме этого, основные идеи сценария первой игры также принадлежали Джулиану.

Те, кто решил поучаствовать в новом проекте сообщества, могли найти всю необходимую информацию на сайте, посвященном игре. Домашняя страница объявляла, что «приз в 200$ зарыт под Мельбурнским университетом». В центре описывалась основная сюжетная линия, исчезновение Джона Говарда (премьер-министр Австралии того времени). Ниже шло краткое описание игры. 

«Puzzle Hunt Мельбурнского университета открыта для публики. Это соревнование, которое сочетает нестандартное мышление и обширные общие знания в увлекательном событии продолжительностью одну неделю. 3 или 4 новых задания публикуются каждый день охоты вместе с подсказками для предыдущих заданий. Ответы могут быть предоставлены в любой момент, прежде чем сокровища будут найдены. Денежные призы присуждаются команде, которая завершит игру первая, и двум следующим командам, набравшим наибольшее количество очков».

Более подробную информацию можно было найти в ответах на «Часто задаваемые вопросы». Они демонстрировали открытость и гибкость игры. К участию допускались команды численностью до 10 человек. Можно было участвовать, если вы не имеете отношения к Мельбурнскому университету. Можно было участвовать, если вы физически находитесь не в Мельбурне. В таком случае, если вашей команде удастся первой завершить задания, организаторы готовы назначить команду из Мельбурна с наибольшим количеством очков быть вашим доверенным лицом, чтобы выкопать клад. Можно участвовать одному. И организаторы уверяли, что если советоваться с друзьями, использовать Google и библиотеку, то даже так есть приличный шанс выиграть. Можно вступить в игру в любой момент ее проведения. Даже если вы заняты большую часть недели, у вас все равно будет интерес. Подсказки, доступные для предыдущих заданий, помогут быстро сократить расстояние до лидеров.

Следующим в меню сайта следовало «Руководство по решению заданий».

«Вас ждут головоломки, относящиеся к широкому кругу областей. Ключом к разгадке может быть взлом шифра, определение цитаты из литературного произведения, немного общих знаний или игра слов. Возможно, в качестве головоломки будет дано странное изображение, которое, в свою очередь, необходимо наложить на известное произведение искусства, чтобы обозначить конкретный объект. Может быть, буквы в задании необходимо перевести в код Морзе и прочитать в таком виде. Возможности безграничны!

Вы можете беспокоиться о том, что за последние тысячелетия было написано несколько миллиардов картин. Какую именно стоит попробовать? Мы не требуем, чтобы вы пробовали каждую картину по одной. Если вам кажется, что у вас нет всей необходимой информации, чтобы разгадать головоломку, то, вероятно, вы не использовали всю информацию, заключенную в задании. Внимательно посмотрите на название, описание, вводную цитату…

Если у вас возникли трудности с идеями для расшифровки кода, попробуйте следующее: сдвиг Цезаря, шифр Rot 13, перевести буквы в цифры, перевести цифры в буквы, шифр Биля; поищите буквы, встречающиеся необычно часто; посмотрите, возможно, буквы сами по себе не имеют значение, и сообщение содержится в их расположении; попробуйте код Энигмы. Если вы понятия не имеете, что это все означает, попробуйте прочитать “Книгу шифров” Саймона Сингха. Это может помочь, и в любом случае вы получите удовольствие от чтения.

Если головоломка выглядит несколько более утонченной, вам в команду может потребоваться кто-нибудь, имеющий некоторый запас знаний в данной области. Если вашей команде не достает столь ценных членов, вы можете счесть необходимым найти их или самим приобрести определенный опыт в данной области. Если вы застряли на какой-то проблеме, Google всегда готов прийти к вам на помощь, он может оказаться бесценным ресурсом».

Интересно отметить, что в другой своей известной книге под названием «Великая теорема Ферма» Саймон Сингх упоминает о связи между цикадами и простыми числами. Он говорит о двух видах этих насекомых, жизненный цикл которых длится 13 и 17 лет, и приводит теорию, согласно которой столь длинный жизненный цикл, являющийся простым числом, дал цикадам эволюционное преимущество над паразитом, имеющим более короткий жизненный цикл.

После руководства располагался раздел «Структура охоты». Ее основным организационным принципом было обозначено следование сюжетной линии. Всего соревнование включало 5 актов, в каждом из которых могло быть до 4 сцен. Каждая сцена содержала одну головоломку. Каждый день «охоты» должен был выходить новый акт. Начиная со второго дня игры, выпускались последовательные подсказки к головоломкам предыдущих актов. Ранние акты были проще, чем последующие. Все акты были тематически связаны, а каждый акт и каждая сцена двигали сценарий вперед.

Каждому акту давались название и номер, после которых располагалась таинственная и зачастую сбивающая с толку цитата из литературного источника. В качестве примера был дан отрывок из песни австралийской рок-группы: "Somebody's out there, somebody's waiting Somebody's trying to tell me something" - Midnight Oil, 10 to 1. Каждый акт должен был содержать вступительное повествование, подготавливающее почву для сцен. Повествование должно было вестись от второго лица таинственным и мрачным тоном.

Сцена могла содержать дополнительное повествование, которое обрамляло задание и встраивало его в сценарий. Каждое задание должно было выглядеть как некий найденный предмет или вопрос, заданный «охотнику» драматическим персонажем. Как следствие, головоломки не содержали инструкций.

Ответом на каждое задание было слово или несколько связанных между собой слов. Стало быть, численные задания имели некий способ преобразовать ответ в слова. К каждому заданию прилагалось 3 подсказки в порядке, соответствующем количеству информации, которое они раскрывали. Подсказки также излагались от второго лица.

После этого можно было ознакомиться с правилами «охоты» в соответствующем разделе. Первой целью игры было найти обозначенный в ней спрятанный объект. Второй целью было набрать как можно больше очков. Чтобы достичь ее следовало решать задания, затрачивая на них минимальное количество дней и, как следствие, подсказок. Командам разрешалось использовать любые доступные источники информации, включая интернет и других людей. Всего игра состояла из 5 наборов заданий. Каждый день проведения «охоты» открывал для участников 1 набор. Каждый из последующих трех дней после получения набора давал по одной подсказке к заданиям, которые в него входили. Как наборы, так и подсказки к ним можно было получить или непосредственно в комнате MUMS или по электронной почте. Предоставить и проверить ответы к заданиям можно было через сайт в любое время. Всего одной команде за один день давалось 100 попыток угадать ответ суммарно по всем заданиям. Подсчет очков останавливался после того, как первой команде удавалось извлечь спрятанный объект и доставить его организаторам. Эта команда и получала главный приз. Остальные места награждались на основании набранных очков. Изначально за каждую головоломку давалось 4 очка. Однако за каждую доступную подсказку ценность задания уменьшалась на 1 очко. Главный приз составлял 200 долларов. Наградой за второе и третье место было 60 и 40 долларов соответственно.

«Охота» началась в первый день проведения математической недели. Это был понедельник, 13 сентября 2004 года. В этот же день вышел ее пресс-релиз. Помимо прочего в нем приводился комментарий Ассанжа: «Мы очень стараемся показать людям, что математика и статистика это не только числа и формулы. В большем масштабе все это о том, чтобы мыслить ясно и глубоко, пытаясь решить поставленную задачу». В нем также было указано, что более 100 команд уже вовсю решают задания, чтобы получить заветный трофей в 200 долларов.

В разделе «Титры» можно было видеть, кто принимал участие в создании игры. Первым в списке шел Джулиан Ассанж. Он отвечал за сюжет и сценарий. Чуть ниже было обозначено соответствие между названием головоломки и ее создателем. Ассанж опять был первым и числился автором 6 заданий, больше чем кто-либо другой. Давайте взглянем на эти задания.

Его задание для первого акта, которое открывало «охоту», имело название Surstromming. Это название шведского национального продукта, представляющего собой консервированную квашеную сельдь. Оно ссылалось на английскую идиому red herring, которая означает ложный след или отвлекающий маневр. Буквально она переводится как «красная сельдь». В задании давался секретный документ, в котором шла речь об известном политике. На первый взгляд, описание указывало на Джорджа Буша младшего, однако сайт игры не принимал такой ответ. Все потому, что в загадке было двойное дно. Слово Christian надо было интерпретировать не как относящееся к христианству, а как имя Кристиан. В таком случае описание соответствовало австралийскому политику Киму Бизли, второе имя которого Кристиан. Его и надо было указывать в ответе.

Первое задание Джулиана для второго акта было музыкальным. Оно носило название «Счет». В нем была дана нотная запись, состоящая из двух строк. Ниже располагалась пустая строка в тональности до-мажор. Первые две строки следовало транспонировать в тональность третьей строки. В таком случае буквенные обозначения нот складывались во фразу. В задании шла речь о глаголе из этой фразы. Он и был ответом на загадку.

Вторая его загадка в этом акте носила название Abstact(ion) или «Абстракция». Однако последние 3 буквы были взяты в скобки. Стоящее до них слово Abstract переводится как аннотация. Текст задания походил на начало научной статьи по астрофизике. В архиве научных статей, который находится в свободном доступе в интернете, и правда можно найти статью с таким названием и, на первый взгляд, такой же аннотацией. Однако аннотация в задании была получена путем замены некоторых слов оригинала таким образом, чтобы не искажать смысл. Необходимо было сравнить два текста и найти эти альтернативные слова. Взятые вместе, они указывали на вымышленное существо, которое было разгадкой.

Задание Ассанжа для третьего акта называлось «Шифр Цезаря». В нем был приведен текст, строки которого следовали в обратном порядке справа налево. Можно было отразить их в обычное расположение, и тогда текст представлял собой отрывок из трагедии Уильяма Шекспира «Юлий Цезарь». Все это было еще одним отвлекающим маневром, потому что шифр Цезаря в задании не использовался. В отрывке было легко заметить дополнительные пробелы в тексте. Чтобы разгадать загадку, следовало взять по одной букве, следующей за каждым таким пробелом. Эти буквы складывались во фразу с кодовым словом, которое было ответом.

Еще два задания Ассанжа было в четвертом акте. Первое из них имело название Platonic. Речь шла о платоновых телах или правильных многогранниках, одним из которых является куб. Развертку, данную в задании, следовало интерпретировать как кубик Рубика. В некоторых клетках кубика были вписаны дополнительные буквы. Чтобы получить из них фразу следовало собрать кубик. Во фразе говорилось о мифическом герое. Ответом на задание было его имя.

Последнее задание Джулиана называлось «Диск». Оно содержало совсем немного текста и длинный ряд цифр. Ряд следовало воспринимать как одно большое число. Это число необходимо было разложить на простые множители, что можно сделать единственным способом. Всего множителей было семь. После этого каждый из них надо было перевести в систему исчисления с основанием 26. Такое основание означает, что для записи чисел используется не 10, а целых 26 знаков. Это соответствует числу букв в английском алфавите. Если обозначить знаки соответствующими буквами, то 7 чисел превращались в 7 слов, которые образовывали фразу. Последнее слово фразы было ответом на задание.

Нетрудно найти сходства между заданиями таинственного сообщества и загадками Ассанжа, такие как извлечение сообщения из музыкального произведения и разложение большого числа на простые множители.  

Завершало «охоту» мета-задание. Для того чтобы решить его требовалось специальным образом скомбинировать ответы на все предыдущие задания. Ответом на финальное задание был адрес электронной почты с названием «дальнейшие инструкции ожидают» (furtherinstructionsawait@hotmail.com) и пароль к нему.

«Охота» продлилась 7 полных дней и завершилась в понедельник следующей недели. Победу одержала группа участников с названием «Команда комнаты 106». Это команда состояла из 9 человек. В нее входили студенты-статистики, 2 преподавателя статистики, программист и музыкант. Они разгадали последнюю загадку в ночь с воскресенья на понедельник и отправились по указанным координатам в сад кампуса. Заветный приз в 200 долларов был зарыт под садовым гномом, и около трех часов ночи он был извлечен на поверхность.

Итоги игры были подведены в следующем выпуске журнала Paradox. Всего в «охоте»  успело поучаствовать более 200 команд (примерно 627 человек), некоторые из которых были из таких далеких мест, как Сидней и Сингапур. В выпуске было сделано несколько интересных заметок об игре. Например, некоторые участники теряли всякий стыд при встрече с серьезной интеллектуальной проблемой. Так, среди ответов на задания, предоставленных командами, были такие, как “monkeyspankingpoodle”, “himumsroom. . .anyhintsforthemetta?. . .carn,justalittleone?” и “zpsegwwippbctcdkia”. Говорилось также об одном игроке, который решил попробовать более «креативный» подход к решению головоломок. Он являлся сотрудником университета, и с помощью знаний об устройстве системы и нескольких удачных догадок ему удалось проникнуть в систему предоставления ответов игры. Однако после этого он поспешил уведомить о своем открытии организаторов, в результате чего проблема была исправлена. Не было оставлено без внимания и задание «Диск», составленное Ассанжем. За его сложность некоторые команды окрестили это задание «злом». Даже для «Команды комнаты 106» эта головоломка стала серьезной преградой. Однако им на помощь пришел другой игрок, который до этого момента двигался в одиночку. Он поделился с ними своим решением в обмен на место в их выдающейся команде. В связи с огромным успехом Puzzle Hunt президент сообщества выразил уверенность в том, что событие займет постоянное место в календаре MUMS. Поэтому тем, кто пропустил все веселье в это раз, не стоило расстраиваться - всегда можно принять участие в следующем году.

С тех пор игра стала ежегодной традицией. В 2005 году Ассанж также принял участие в ее организации, но уже в более скромной роли. В «Титрах» он не был указан в основной команде организаторов, а стоял в разделе «Дополнительно». Он поучаствовал в составлении двух головоломок. 

Задание «Детектив» было основано на настольной игре Cluedo. Оно было гораздо более объемным, чем другие головоломки Ассанжа, и содержало большое количество информации, не имеющей отношения к делу.

Задание «Какофония» было музыкальным. В нем были даны 8 строк нот. Эти строки были взяты из музыкальных произведений различных знаменитых композиторов. Первые буквы их фамилий, взятые вместе и интерпретированные как названия нот, соответствовали одному из музыкальных ладов. Его название было ответом на загадку.

Стоит также отметить оригинальный анонс игры в этом году, который был сделан в виде стереограммы. На это раз в «охоте» приняло участие 620 человек, которые образовали 269 команд. Победителем стала та же команда, что и в прошлой игре, правда теперь она называлась «Команда комнаты 187». 

Ассанж оставил университет на третьем курсе в конце 2005 года и сконцентрировался на создании WikiLeaks. Известно, что на ранней стадии воплощения проекта он обсуждал некоторые свои идеи с членами MUMS. В 2006 году Джулиан жил в доме неподалеку от университета и работал над WikiLeaks круглыми сутками. При этом он все еще посещал мероприятия, проводимые сообществом. В это время Ассанж также активно пытался рекрутировать членов MUMS. Так в конце 2006 года, как раз когда был запущен его сайт, он обратился со следующим призывом: «...Сейчас у нас имеется всего-лишь 22 человека, пытающихся положить начало всемирному движению… Мы нуждаемся в помощи по всем направлениям: управление, написание кода, системное администрирование, правовые исследования, аналитика, написание текстов, подтверждение документов, поддержка по телефону, просто стоять рядом и хорошо выглядеть, даже приготовление чая».

Несколько позднее, когда WikiLeaks уже активно функционировал, Ассанж отправил электронное письмо всем участникам Puzzle Hunt. Оно начиналось так: «Здравствуйте, охотники. Я Джулиан, основатель Puzzle Hunt Мельбурнского университета и президент консультативного совета WikiLeaks. Я нахожусь в поисках добродетельных людей, смелых людей, умных людей для помощи в разработке и проведении международного состязания по анализу и изложению переданных нам документов...» В нем он говорил, что «они тонут в секретных документах», и предлагал учредить соревнование по их анализу. Данную идею не удалось воплотить в жизнь; однако, по всей видимости, это было не последнее обращение Джулиана Ассанжа к сообществу MUMS...


Comments

Popular posts from this blog

Cicada 3301 - solution.

Solution to the puzzle Sleuth.